(4872)-25-46-83 (4872)-25-46-84 (4872)-71-75-35
Телефон
WhatsApp: +7-967-431-75-35
ТулГУ Приёмная комиссия ТулГУ Личный кабинет

Особенности подготовки учащихся к решению второй части ОГЭ по физике

Овчинникова Е.Ю., к.т.н., преподаватель физики
(Факультет довузовской подготовки ТулГУ)

ОГЭ по физике – это общеобразовательный государственный экзамен, сдача которого в 9-м классе необязательна, но его результаты засчитываются при поступлении в профильные физико-математические классы средней школы или технические училища и колледжи, а также он актуален для учащихся, желающих оценить свой уровень знаний по данному предмету. Выполнение заданий повышенного (П) и высокого уровней сложности (В) выявляет степень подготовленности учащихся к продолжению образования на следующей ступени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета (базовый или профильный).

Согласно Приказу №10 от 16 января 2015 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 », ОГЭ по физике включает 27 заданий и состоит из двух частей. Отличительной особенностью этого экзамена от ЕГЭ является наличие не только теоретических вопросов и задач, но и практического эксперимента (задание 24). Кроме того, в ОГЭ более широко представлен блок по проверке умения работать с разнообразной информацией физического содержания. Часть 2 содержит 4 задания (24 - 27), для которых необходимо привести развернутый ответ. Практическую работу предусматривает задание 24, для выполнения которой необходимо использовать лабораторное оборудование.

Согласно статистике, проведенной Федеральным институтом педагогических измерений, лишь 20% учащихся приступают к выполнению этой части экзамена. Причинами этого являются слабая подготовка учащихся, недостаток часов, отсутствие понятийного аппарата курса физики основной школы, плохое владение методологическими знаниями и экспериментальными умениями и т.п. В настоящее время проблема подготовки к ОГЭ и, особенно к решению заданий 24 – 27, весьма актуальна. В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки каждый преподаватель старается подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Сразу скажу, что идеального варианта подготовки нет, каждый преподаватель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы, приёмы и особенности. В данной статье хотелось бы коснуться некоторых особенностей решения этой проблемы.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов по физике (с 2015 г. ОГЭ) проводилась в форме ГИА впервые в ряде регионов в 2008 году. В Тульском Государственном Университете на Факультете Довузовской Подготовки (ФДП) был открыт набор учащихся 9 классов на курсы для подготовки к сдаче этого экзамена, а также для желающих повысить и систематизировать свой образовательный уровень.

На начальном этапе необходимо выявить уровень знаний учащихся по предмету. Подготовку к итоговой аттестации обязательно следует начинать со знакомства учащихся с формой проведения ОГЭ, КИМ, бланками, критериями оценивания, кодификаторами.

Экзамен в форме ОГЭ имеет ряд существенных особенностей, которые нужно обязательно учитывать при подготовке. Но самое главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике. Это значит, что процесс изучения физики не следует подменять процессом подготовки к ЕГЭ или ОГЭ. Основная трудность в подготовке к ОГЭ состоит в том, что ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. Предполагается, что учащиеся уделяли достаточное внимание изучению материалов учебника в школе, однако на практике приходится заново объяснять теоретические основы и требовать от школьников более осмысленного прочтения и изучения материалов учебника, а также дополнительной литературы по предмету. Без знания и понимания теоретических основ и терминов невозможно требовать от слушателей курсов решения задач. Причем, нужно систематически уделять внимание проверке заданного материала, приучая слушателей курсов к обязательной самостоятельной работе. Кроме этого для обобщения ранее изученного материала проводится постоянный контроль уровня знаний различными способами (устный и письменный опрос, проверка домашнего задания и др.).

Овладение учащимися основными физическими понятиями, знание, понимание физических законов и умение применять их на практике является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ОГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов. На занятиях используются разноуровневые тематические задания. На ФДП создан необходимый банк таких заданий. Задания 24 -27 (часть 2) позиционируются по уровню сложности как повышенный (П) и высокий (В). Поэтому слушателей курсов обучают описывать физические явления и процессы, правильно называть и понимать смысл величин и законов, т.е. не только получать правильный ответ в заданиях, но и мыслить. При подготовке к решению части 2 ОГЭ важной является задача составлять общий план решения, с выявлением необходимых явлений и процессов, выстраивать логически обоснованную цепочку рассуждений. Так же необходимо научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, приводя простые примеры. Подчас слушатели курсов даже не догадываются, что физика присутствует в жизни каждого постоянно и с удовольствием включаются в дискуссию, приводя свои примеры проявления явлений и законов. На занятиях необходимо учить слушателей курсов выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. Так, чередуя теорию, задачи и практику, реально вызвать интерес учеников к физике. И еще: уровень сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения.

Также большое внимание уделяется подготовке к проведению и выполнению практической работы. При отсутствии необходимого оборудования используются виртуальные лаборатории. Для решения задания 24 потребуется подтвердить расчеты экспериментальными измерениями или проверить достоверность высказывания опытным путем. На простых заданиях учащихся обучают проводить измерения физических величин, представлять полученные экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или рисунков и делать выводы, т.е. экспериментально подтверждать изученные ранее законы.

Таким образом, задания части 2 (задания 24 - 27) проверяют комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики. А свободное владение физическими понятиями становится возможным лишь благодаря упорству и трудолюбию.

Большая особенность при подготовке к ОГЭ по физике заключается еще и в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике (не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить, прочитать или построить график), а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат. Поэтому, ставя перед собой задачу успешного решения заданий повышенного (П) и высокого уровней сложности (В) вариантов ОГЭ по физике, учащиеся должны уделить внимание и математике.

В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся, преподаватели ФДП ежегодно повышают педагогическое мастерство, участвуют в методической работе, изучают методические журналы, следят за вносимыми изменениями в экзаменах, что также является залогом успешной сдачи ОГЭ среди слушателей курсов ФДП.

Список литературы:

  1. Официальный сайт института педагогических измерений www.fipi.ru/.
  2. Парфентьева, Н.А. Решение задач по физике. В помощь поступающим в Вузы [Текст]: / Н.А. Парфентьева, М.В. Фомина. - М.: Мир – 1993 год. – 422 с.

Вернуться в раздел "Информация"

© Факультет довузовской подготовки Тульского государственного университета

300012, город Тула, проспект Ленина, 84, кор. 8, 3-й учебный корпус ТулГУ

(4872) 25-46-83, 25-46-84, 717-535

Тульский государственный университет

300012, город Тула, проспект Ленина, 92

(4872) 33-24-10, 35-34-44

Приемная комиссия ТулГУ: (4872) 332-332

Яндекс.Метрика