(4872)-25-46-83 (4872)-25-46-84
Телефон
ТулГУ Приёмная комиссия ТулГУ Личный кабинет

Особенности подготовки учащихся к решению сложных задач ЕГЭ по физике

Овчинникова Е.Ю., преподаватель физики
(Факультет довузовской подготовки ТулГУ)

ЕГЭ по физике – это единый государственный экзамен, сдача которого в 11-м классе необязательна, но его результаты засчитываются при поступлении в ВУЗы технического направления.

Вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 31 задание. Часть 1 содержит 23 задания с кратким ответом, в том числе задания с самостоятельной записью ответа в виде числа, двух чисел или слова. Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач (повышенный (П) и высокий (В) уровень).

Выполнение заданий высокого уровня сложности (так называемой второй части) выявляет и степень подготовленности учащихся к продолжению образования по выбранному направлению в вузе.

Сложность задач определяется как характером деятельности, так и контекстом. В расчетных задачах повышенного уровня сложности (24–26) предполагается использование изученного алгоритма решения задачи и предлагаются типовые учебные ситуации, с которыми учащиеся встречались в процессе обучения, и в которых используются явно заданные физические модели. В этих задачах предпочтение отдается стандартным формулировкам, а их подбор будет осуществляться преимущественно с ориентацией на открытый банк заданий. Первое из заданий с развернутым ответом – качественная задача, решение которой представляет собой логически выстроенное объяснение с опорой на физические законы и закономерности. Для расчетных задач высокого уровня сложности необходим анализ всех этапов решения, поэтому они предлагаются в виде заданий 28–31 с развернутым ответом. Здесь используются измененные ситуации, в которых необходимо оперировать бόльшим, чем в типовых задачах, количеством законов и формул, вводить дополнительные обоснования в процессе решения, или совершенно новые ситуации, которые не встречались ранее в учебной литературе и предполагают серьезную деятельность по анализу физических процессов и самостоятельному выбору физической модели для решения задачи.

Согласно статистике, проведенной Федеральным институтом педагогических измерений, лишь 20% учащихся приступают к выполнению этой части экзамена. Причинами этого являются слабая подготовка учащихся, недостаток часов, отсутствие понятийного аппарата курса физики основной школы, плохое владение методологическими знаниями и экспериментальными умениями и т.п. В настоящее время проблема подготовки к ЕГЭ, и особенно к решению заданий второй части, весьма актуальна. В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки каждый преподаватель старается подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Сразу скажу, что идеального варианта подготовки нет, каждый преподаватель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы, приёмы. В данной статье хотелось бы коснуться возможностей решения этой проблемы.

В Тульском Государственном Университете на факультете довузовской подготовки (ФДП) открыт набор учащихся 9-11 классов на курсы для подготовки к сдаче этого экзамена, а также для желающих повысить и систематизировать свой образовательный уровень.

На начальном этапе необходимо выявить уровень знаний учащихся по предмету. Подготовку к ЕГЭ обязательно следует начинать со знакомства учащихся с формой проведения ЕГЭ, КИМ, бланками, критериями оценивания, кодификаторами.

Экзамен в форме ЕГЭ имеет ряд существенных особенностей, которые нужно обязательно учитывать при подготовке. Но самое главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике. Это значит, что процесс изучения физики не следует подменять процессом подготовки к ЕГЭ или ОГЭ. Основная трудность в подготовке к ЕГЭ состоит в том, что ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. Предполагается, что учащиеся уделяли достаточное внимание изучению материалов учебника в школе, однако на практике преподавателю приходится заново объяснять теоретические основы и требовать от школьников более осмысленного прочтения и изучения материалов учебника, а также дополнительной литературы по предмету. Без знания и понимания теоретических основ и терминов невозможно требовать от слушателей курсов решения задач. Причем нужно систематически уделять внимание проверке заданного материала, приучая слушателей курсов к обязательной самостоятельной работе. А для обобщения ранее изученного материала проводится постоянный контроль уровня знаний различными способами (устный и письменный опрос, проверка домашнего задания и др.).

Овладение учащимися основными физическими понятиями, знание, понимание физических законов и умение применять их на практике является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ЕГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов. На занятиях используются разноуровневые тематические задания. На ФДП создан необходимый банк таких заданий. Задания части 2 позиционируются по уровню сложности как повышенный (П) и высокий (В). Поэтому слушателей курсов обучают описывать физические явления и процессы, правильно называть и понимать смысл величин и законов, т.е. не только получать правильный ответ в заданиях, но и мыслить. При подготовке к решению части 2 ЕГЭ важной является задача составлять общий план решения, с выявлением необходимых явлений и процессов, выстраивать логически обоснованную цепочку рассуждений. Необходимо научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, приводя простые примеры. Подчас слушатели курсов даже не догадываются, что физика присутствует в жизни каждого постоянно, и с удовольствием включаются в дискуссию, обнаруживая свои знания в проявлении физических законов и явлений. На занятиях необходимо учить слушателей курсов выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседе в дискуссию с учителем. Если у ученика нет своего взгляда, значит, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам. Так, чередуя теорию, задачи и практику, реально вызвать интерес учеников к физике. И еще: уровень сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения.

Таким образом, задания части 2 проверяют комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики. А свободное владение физическими понятиями становится возможным лишь благодаря упорству и трудолюбию.

Большая особенность при подготовке к ЕГЭ по физике заключается еще и в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике (не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить, прочитать или построить график), а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат. Поэтому, ставя перед собой задачу успешного решения заданий повышенного (П) и высокого уровней сложности (В) вариантов ЕГЭ по физике, учащиеся должны уделить внимание и математике.

В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся, преподаватели ФДП ежегодно повышают педагогическое мастерство, участвуют в методической работе, изучают методические журналы, следят за вносимыми изменениями в экзаменах, что также является залогом успешной сдачи ЕГЭ среди слушателей курсов ФДП.

Список использованных источников

1. Официальный сайт института педагогических измерений: [Электронный ресурс]. М., 2004-2017. URL: http://www.fipi.ru/

2. Парфентьева. Н.А. Решение задач по физике. В помощь поступающим в Вузы / Н.А. Парфентьева, М.В. Фомина. – М.: Мир – 1993. – 422 с.

Вернуться в раздел "Информация"

© Факультет довузовской подготовки Тульского государственного университета

300012, город Тула, проспект Ленина, 84, кор. 8, 3-й учебный корпус ТулГУ

(4872) 25-46-83, 25-46-84

Тульский государственный университет

300012, город Тула, проспект Ленина, 92

(4872) 33-24-10, 35-34-44

Приемная комиссия ТулГУ: (4872) 332-332

Яндекс.Метрика