(4872)-25-46-83 (4872)-25-46-84 (4872)-71-75-35
Телефон
ТулГУ Приёмная комиссия ТулГУ Личный кабинет

Разработка методических рекомендаций при решении нетиповых задач ЕГЭ по физике

Иванов А.В., преподаватель физики
(Факультет довузовской подготовки ТулГУ)

Экзамен по физике считается одним из самых сложных. Начинать готовиться к нему лучше всего еще в первые недели обучения в 10-м классе. Современный обязательный курс физики в образовательных организациях, как правило, сильно сокращен: нужный объем информации учащиеся получают только в профильных классах. При этом желающих сдать выпускной экзамен именно по этому предмету достаточно много. Это объясняется желанием получить инженерную специальность и работать в сфере промышленности.

Бессистемные знания, заучивание формул без осмысления сущности физических процессов и явлений, т.е. все то, что можно получить в результате «натаскивания», не приводит к желаемым результатам при сдаче ЕГЭ. Только сформированная система физических знаний, понимание особенностей протекания изученных явлений, выстраивание иерархии физических законов сможет обеспечить успешность сдачи экзамена.

В контрольных измерительных материалах по физике с 2009 г. по 2016 г. используются задания с развернутым ответом, представляющие собой нетиповые качественные задачи. Как правило, использовались различные по содержанию, но сходные по модели задания, в которых необходимо было объяснить изменения, протекающие в описанном в задании опыте. Ответ должен был представлять собой логически стройную цепочку рассуждений со ссылкой на физические явления и законы.

Большинство выпускников могут лишь узнать физические явления или указать на законы и формулы, которые можно использовать в данной ситуации, но испытывают серьезные трудности при формулировании логически связных объяснений. Очевидно, необходимо шире использовать качественные задачи в процессе изучения физики, включать такие модели заданий в большинство тематических контрольных работ, а также уделять больше внимания устным ответам учащихся на профильных курсах.

При обучении учащихся выпускных классов письменным развернутым ответам на качественные задачи рекомендуется придерживаться в рамках методических рекомендаций следующей схемы решения:

  1. Ознакомление с условием задачи, краткая запись условия или создание рисунка, поясняющего условие задачи. Как правило, в большинстве типов заданий использование рисунков при анализе условия наиболее эффективно.
  2. Анализ условия задачи. Вычленение в задаче цепочки вопросов, на основании которых в дальнейшем строится логическое объяснение.
  3. Выделение физических явлений и характеризующих их физических величин и законов, которые необходимо использовать при ответе на составленную цепочку вопросов.
  4. Запись цепочки рассуждений, представляющей собой последовательные ответы на поставленные вопросы и включающей указания на выделенные физические явления, величины и законы.
  5. Формулировка вывода, представляющего собой ответ на вопрос задачи.

Таким образом, при подготовке учащихся выпускных классов к решению нетиповых качественных задач следует придерживаться следующих методических рекомендаций:

  • обратить внимание на оформление решений с учетом всех тех требований, которые изложены в критериях оценивания;
  • особое внимание необходимо обратить на обоснованность объяснений в качественных задачах и описания вновь вводимых величин и запись необходимых комментариев к решению в расчетных задачах;
  • целесообразно шире вводить различные качественные задачи в практике преподавания физики, используя их не только в письменных работах, но и при устном опросе в виде подробного обсуждения всех логических шагов обоснования;
  • целесообразно увеличить в различных тематических и тренировочных работах долю заданий на понимание условий протекания физических явлений и процессов, а также использования физических величин для их описания.

Следует использовать комплексные задания, которые, в отличие от заданий ЕГЭ, требуют применить к описанию того или иного процесса пять – шесть различных физических величин, а не две – три, как это делается в экзаменационных материалах.

Необходимо сначала разбирать характер протекания процесса и указывать различные величины, которые могут быть использованы для его описания, а уже затем характеризовать их изменения при изменении тех или иных условий, на что обращает внимание автор работы [1], эксперт ФИПИ М.Ю. Дедидова.

Список использованных источников

1. М.Ю. Демидова. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания общеобразовательных предметов (на основе анализа ЕГЭ 2013) – М.: ФИПИ – 2013. –20 С.

Вернуться в раздел "Информация"

© Факультет довузовской подготовки Тульского государственного университета

300012, город Тула, проспект Ленина, 84, кор. 8, 3-й учебный корпус ТулГУ

(4872) 25-46-83, 717-535

Тульский государственный университет

300012, город Тула, проспект Ленина, 92

(4872) 33-24-10, 35-34-44

Приемная комиссия ТулГУ: (4872) 332-332

Яндекс.Метрика