(4872)-25-46-83 (4872)-25-46-84 (4872)-71-75-35
Телефон
ТулГУ Приёмная комиссия ТулГУ Личный кабинет

Как достичь наилучших результатов при подготовке к написанию сжатого изложения

Баранова Н.Н., преподаватель русского языка
(Факультет довузовской подготовки ТулГУ)

Кратко изложить прослушанный текст — сложное задание, поэтому мы рекомендуем сначала поработать с текстом, который можно увидеть, прочитать. Текст, визуально воспринимаемый, удобен для первого этапа обучения сжатому изложению, на нём достаточно легко отрабатываются различные приёмы компрессии.

Последовательность работы при визуальном восприятии текста

  1. Прочитайте исходный текст.
  2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст? что хотел сказать автор ?).
  3. Подчеркните ключевые слова и предложения.
  4. Выделите в тексте микротемы или сформулируйте их самостоятельно.
  5. Выделите в тексте компоненты (слова, словосочетания, предложения), которые можно подвергнуть компрессии.
  6. Используя различные способы сжатия, сократите текст.
  7. Проверьте наличие в тексте изложения всех микротем, их последовательность и точность передачи каждой из них.
  8. Проверьте связь между частями изложения.
  9. Проверьте наличие авторского замысла.
  10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
  11. Напишите сжатое изложение.
  12. Как показывает практика, выполняя данное задание, учащиеся идут по одному из двух путей написания изложения.

Первый путь:

  • написание подробного изложения;
  • компрессия подробного изложения до требуемого объёма.

Второй путь:

  • краткая запись микротем изложения;
  • «наращивание» внутри каждой микротемы до требуемого объёма (компрессия производится на уровне внутренней речи).

Какой бы путь вы ни выбрали, писать изложение вам будут помогать опорные (ключевые) слова или словосочетания и грамотно составленный план.

После того как первый этап работы по сокращению текста освоен, можно переходить к более сложному виду — изложению по тексту, непринимаемому на слух. Логически выстроить работу помогут предварительные записи, на их основе составляется подробный план. Составление плана — чрезвычайно важный приём подготовки к изложению, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Именно подробный план не позволит удалить из текста важную для содержания информацию, благодаря ему сохранится также последовательность и связанность частей.

Последовательность работы при восприятии текста на слух

  1. Прослушайте исходный текст.
  2. Сформулируйте основную тему и идею текста (о чём текст ? что хотел сказать автор?).
  3. Зафиксируйте последовательность событий, рассуждений:
    • в повествовании — начало события, ход его, кульминация, конец;
    • в описании — предмет речи и его значимые, существенные признаки;
    • в рассуждении — общие положения, аргументы, доказательства, вывод.
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
  5. Выберите способы компрессии для каждой части текста.
  6. Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
  7. Проверьте смысловую и грамматическую связь между частями изложения, а также наличие исходного авторского замысла.
  8. Напишите сжатое изложение.
  9. Перечитайте полученный текст и посчитайте количество слов (их должно быть не менее 70). Если объём меньше, надо определить ту часть, которую можно расширить.
  10. Проверив изложение с содержательной стороны, тщательно проверьте текст на наличие грамматических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
  11. Напишите сжатое изложение.

Восприятие текста, или аудирование

Аудирование (от лат. audire — «слышать») — это процесс восприятия и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.

По мнению учёных, слышать (воспринимая, понимать) речь собеседника могут далеко не все. Между тем умение слушать - показатель речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь. Это умение является важнейшим условием для успешного овладения основами наук по разным школьным предметам.

Восприятие - процесс, требующий повышенной концентрации внимания. Поэтому надо чётко сформулировать себе цель аудирования и стараться подчинить ей всю работу со звучащим текстом. Внимательно следите за интонацией чтеца, какие слова выделены особенно (именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям, мыслям).

Известно, что аудиоинформация воспринимается значительно легче, если она подкреплена зрительной наглядностью. На экзамене роль визуальных средств при аудировании могут выполнять ключевые слова, план (простой, подробный, тезисный).

Если вы при первом прослушивании текста изложения или сразу после него сумели составить список ключевых слов, то второе прослушивание становится целенаправленным, осмысленным и углублённым, поскольку этот рабочий материал становится зрительной опорой, которая включается в приём аудиоинформации и в определённой мере упрощает этот процесс.

Восприятие текста требует умения погружаться в авторский замысел, идею произведения, умения структурировать содержание, определять микротемы и видеть, как они связаны между собой. К сожалению, эксперты часто отмечают тот факт, что текст воспринимается пишущим формально, и это отражается в изложении: сохраняются внешние приметы связности, а смысл тем не менее искажён или вообще утрачен. Чтобы избежать подобного явления, вникайте в смысл прослушанного или прочитанного текста, формулируйте тему и идею произведения, находите ключевые слова, выделяйте микротемы. Такой анализ позволит правильно провести следующую часть работы - компрессию.

Компрессия текста

Степень сжатия исходного текста в изложении может быть различной, однако важна не степень сжатия текста, а то, может ли выпускник передать содержание исходного текста сжато. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Напомним: в изложении должно быть не менее 70 слов.

Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изложении сохранились все микротемы исходного текста. Напомним: в требованиях к сжатому изложению сказано о том, что теперь исходный текст содержит 3 микротемы.

Основные приёмы компрессии текста

Существуют различные подходы к определению способов и приёмов сжатия текста - языковые и содержательные. Однако надо отметить, что если по отношению к содержательным способам методисты единодушны, то сами языковые способы свёртывания называются ими по-разному.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста одни авторы относят:

  1. Исключение:
    • повторов;
    • одного или нескольких из синонимов;
    • уточняющих и поясняющих конструкций;
    • фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
    • одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
  2. Обобщение:
    • замена однородных членов обобщающим наименованием;
    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
  3. Упрощение (или сочетание исключения и обобщения):
    • слияние нескольких предложений в одно;
    • замена предложения или его части указательным местоимением;
    • замена сложноподчинённого предложения простым;
    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
    • замена прямой речи косвенной.

Другие авторы дают иной набор языковых приёмов сжатия:

  1. Исключение:
    • отдельных членов предложения;
    • однородных членов;
    • повторов;
    • одного или нескольких синонимов;
    • фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение и др.
  2. Замена:
    • однородных членов обобщающим словом;
    • фрагмента предложения синтаксическим синонимом;
    • прямой речи косвенной;
    • предложения или его части указательным местоимением, сложного предложения простым и др.
  3. Слияние:
    • двух простых предложений или сложного и простого. Как правило, сопровождается заменой или исключением.

Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых (эллиптирования), неполноты, бессоюзия, синтаксической асимметрии (пропуска логических звеньев высказывания). Степень компрессии исходного варианта текста определяется поставленной коммуникативной задачей и может быть различной - от незначительного сокращения до сжатия в одно предложение, которое выражает главную мысль произведения.

Какой бы вариант вы ни выбрали, принципы сжатия едины. Рассмотрим их.

Основные принципы сжатия текста

  1. Вы должны продемонстрировать не столько репродуктивные, сколько продуктивные коммуникативные умения.
  2. Сокращения в тексте не должны носить случайный, субъективный характер.
  3. В результате сжатия должен получиться связный, логичный сокращённый текст, а не его план или подробный пересказ.
  4. Необходимо сохранить в новом тексте все микротемы и не упустить идею (основную мысль) исходного текста. Основными содержательными формами компрессии можно назвать такие:
    • разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
    • свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Итак, выбор способа компрессии в каждом конкретном случае зависит от коммуникативной задачи, лексико-грамматических особенностей текста и вашей подготовленности. Однако независимо от того, какие способы вы выбираете для выделения основного содержания текста, сжатое изложение должно отвечать следующим методическим требованиям:

  • сохранение последовательности в развитии событий; в наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
  • установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
  • использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания.

В 1-й части экзамена эксперты проверяют следующие коммуникативно-речевые умения выпускника:

  • умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно и логично излагать свои мысли;
  • умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Применение на практике этих рекомендаций поможет достичь наилучших результатов при написании сжатого изложения.

Список использованных источников

Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ. Учебно-методическое пособие. (Под редакцией Н. А. Сениной) Издательство "Легион". Ростов-на-Дону. 2016.

Вернуться в раздел "Информация"

© Факультет довузовской подготовки Тульского государственного университета

300012, город Тула, проспект Ленина, 84, кор. 8, 3-й учебный корпус ТулГУ

(4872) 25-46-83, 717-535

Тульский государственный университет

300012, город Тула, проспект Ленина, 92

(4872) 33-24-10, 35-34-44

Приемная комиссия ТулГУ: (4872) 332-332

Яндекс.Метрика